Металлочерепичный рынок не однороден - продукция различается и по качественным, и по эстетическим параметрам. Качество металлочерепицы определяется качеством сырья (толщиной стали и ее производителем, а также видом полимерного покрытия) и характеристиками профилировочного стана - оборудования, которое используется при производстве металлочерепицы.
Металлочерепица изготавливается из холоднокатаного горячеоцинкованного стального листа (с полимерным покрытием), которому придают форму на специальном гибочно-штамповочном стане. Сегодня на европейском рынке стали с полимерным покрытием лидирующие позиции занимают четыре производителя; концерн «Arcelor», «Rautaruuki» (Финляндия), «SSAB» (Швеция) и международный концерн «Соrus» (образовался в результате слияния английской компании «British Steel», французской «Мirriad» и голландской «IJmuiden»). Единственный отечественный производитель оцинкованной стали (без покрытия) - Мариупольский меткомбинат им. Ильича. Однако для производства металлочерепицы продукция этого предприятия не используется, так как ММК им. Ильича рулонную оцинкованную сталь требуемой ширины (1,25 м) не производит. Ситуация может кардинально измениться уже в следующем году - выпуск «оцинковки» для производства металлочерепицы планирует наладить 000 «Модуль» (Каменец-Подольск).
Пока же украинские «металлочерепичники» используют оцинкованную сталь зарубежного производства: "Новолипецкого металлургического комбината» (Липецк, РФ), "Северстали" (Череповец, РФ), «Магнитогорского металлургического комбината» (Магнитогорск, РФ), «Rautaruukki» (Финляндия), «US Steel» (Словакия), «Есо Stahl GmbH», «Кrupp Ноеsch» (Германия), «FFM-Муriad» (Франция), «Вritish Steel» (Англия), «SSAB» (Швеция), «Нооgovens» (Голландия). Используется также польское и турецкое сырье.
В Украину "оцинковка» поступает с полимерным покрытием либо без него. Крупнейшие отечественные предприятия, производящие покраску оцинкованной стали без покрытия, ООО «Модуль» и ЗАО «АЗСТ-Колор» (Антрацит, Луганская область). По информации Вячеслава Ляховецкого, начальника договорного отдела компании «Модуль», потребление оцинковки, окрашенной в Украине, в последние годы значительно возросло и по итогам 2004 г. составило около 80% общеукраинского потребления оцинкованной стали в производстве металлочерепицы.
Несмотря на достаточно широкий круг производителей стали, часть компаний, выпускающих металлочерепицу, в разгар сезона ощущают дефицит сырья. В настоящее время операторы рынка, не отмечают его нехватки, но как сложится ситуация через несколько месяцев прогнозировать не берется никто. А эксперты рынка металлопродукции,считают, что в нынешнем сезоне ситуация кардинально не изменится и сырье опять на всех не хватит.
Хотя по этому поводу среди производителей металлочерепицы есть и другое мнение - на самом деле дефицита сырья не существует, а проблема кроется в плохом управлении его поставками. Тем не менее, в этих условиях, независимо от факторов вызывающих дефицит сырья, крупные компании получают на рынке определенные преимущества - на нехватку металла чаще всего жалуются мелкие производители.
Рыночная ситуация
По разным оценкам, емкость украинского рынка металлочерепицы в прошлом году составила 5,5-7 млн. мг. Отечественные производители чувствуют себя достаточно уверенно, удовлетворяя спрос внутреннего рын ка на 95%. По мнению специалистов рынок все еще активно формируется материал только недавно перестал считаться элитным. Темпы роста потребления
металлочерепицы соответствуют общестроительным и составляют 25-30%.
Крупнейшие украинские производители металлочерепицы обеспечивают более 80% потребности внутреннего рынка. Это такие компании как: «Альбатрос» (Днепропетровск), «Арсенал-Центр» (Киев), "Мастер-Профи" (Днепропетровск), «Руукки Украина» (ранее - «Раннила Киев»), «ТПК-Профиль» (здесь и далее предприятия указаны в алфавитном порядке). Выпуск металлочерепицы также ведется предприятиями: «Возрождение Полесья» (Славутич), «Гипрон» (Киевская область), «Западспецпрофиль» (Луцк), «ПСМ-профиль» (Полтава) и другими.
Импортная продукция, попадающая на отечественный рынок, главным образом, нестандартная, налаживать производство которой в Украине нерентабельно (импортеры - «Ависта», «Руукки Украина» и др.). Соотношение на рынке дорогой (производится из европейской стали) и более дешевой металлочерепицы (производится из российской стали) примерно одинаково с перевесом в 7-10% в пользу первой.
Привлекательность украинского металлочерепичного рынка и низкий порог вхождения в этот бизнес создают предпосылки для появления новых операторов. Чаще всего это компании, работающие в смежных областях (например, производство профнастила), и импортеры кровельных материалов, владеющие сбытовыми сетями. Этой весной рынок пополнился сразу двумя новыми игроками - компанией «Интеркровля» и «ФасТех». Руководство «Интеркровли» считает, что появление ее продукции всколыхнет рынок, товары на котором достаточно однотипны. Инновационная линия для производства металлочерепицы, согласно данным компании, позволит не только бесконечно варьировать параметры металлочерепицы (длину волны, высоту карнизной ступени), но и значительно улучшить ее дизайн, геометрию листов.
В то же время Михаил Свитлинец, директор завода «Мастер-Профи», сообщил, что их компания уже пять лет выпускает металлочерепицу, варьируя высоту волны от 57 до 67 мм.
«ИНТЕРКРОВЛЯ» планирует до конца года занять не менее 3% украинского металлочерепчного рынка. Такую же планку (3-5% рынка) поставило для себя и руководство 000 «ФасТех». Металлочерепица будет выпускаться на заводе, расположенном в Киевской области. Производство продукции (2 вида металлочерепицы - высотой профиля 39 мм и 44 мм) планируется начать до конца апреля.
Тенденции рынка
В целом на рынке четко прослеживаются две тенденции - рост (количественные изменения) и развитие (качественные изменения). Рост объемов потребления обусловлен, прежде всего, активизацией строительной отрасли и повышением покупательской способности населения. По мнению Виктора Федорова, учредителя 000 «Арсенал-Центр", в текущем году объемы производства и потребления металлочерепицы в регионах в несколько раз превзойдут потребление в столице.
В результате того, что структура рынка кровельных материалов меняется (все большей популярностью пользуются профнастилы из окрашенной оцинкованной стали), потребление металлочерепицы на сегодняшним день почти достигло своего максимума, и рост объемов производства в 2005 г. составит не более 10-12%, уверен В. Федоров.
Качественное же развитие рынка стало следствием смещения конкуренции между торговыми марками из ценовой сферы в конструктивную (поиск новых технических решений, повышение эксплуатационных характеристик изделий и т.д.). Так, подштамповка в местах стыка листов, появившейся в этом году на рынке металлочерепицы «Loriса» ("ИНТЕРКРОВЛЯ"):
обеспечивает точное прилегание металлочерепичных листов друг к другу. Именно поэтому, а также за счет отсутствия передней кромки, места стыков абсолютно невидимы даже с близкого расстояния. Кроме того, отсутствие передней кромки и возможность дополнительно регулировать размер карнизной ступени делает лист металлочерепицы более объемным, "архитектурным" и легким.
Предприятия-производители металлочерепицы диверсифицируют свою деятельность в рамках рынка строительных материалов. В 2004 г. выпуск новых видов продукции из металла с полимерным покрытием наладили компании «Альбатрос» (фасадные кассеты и панели) и «Мастер-Профи» (фасадные кассеты и «сэндвич»-панели). А в планах компании «ТПК» - вывод нового кровельного продукта - самозащелкивающейся фальцованной кровли. Такая продукции в Украине еще не производится. «Мы планируем наладить изготовление фальцованной кровли этим летом», - сообщил Дмитрий Софронов. руководитель направления «Кровли и Фасады» компании «ТПК».
Сегодня компании-производители все больше внимания уделяют созданию положительного имиджа, узнаваемости своего бренда, уровню предлагаемого сервиса. Крупный оператор украинского рынка - компания «Раннила Киев» - в этом году изменила название на «Руукки Украина». Это связано с переименованием всех компаний, входящих в состав концерна «Rautaruukki», а также слиянием всех брендов и торговых марок, принадлежащих концерну (например, «Rautaruukki», «Rannila») в один бренд «Ruukki». В связи с этим шагом маркетинговые подходы компании будут также существенно изменены.
Ценовая сегментация
В прошлом году, впервые за несколько лет, было отмечено подорожание металлочерепицы, в среднем, на 15-20%. Главная причина - значительный рост цен на металл (за последние полгода оцинкованная сталь с полимерным покрытием подорожала на 50%). Производители металлочерепицы, сдерживая этот процесс, часть затрат «взяли на себя» за счет понижения рентабельности. Часть операторов металлочерепичного рынка не исключает дальнейшего роста стоимости продукции в ближайшее время на 5-10%.
Подтягивание стоимости (большинство специалистов считает, что и качества) российской стали к европейскому уровню, привело к размыву границ между ценовыми сегментами. Большинство операторов рынка считает, что уже не следует делить металлочерепичный рынок на ценовые сегменты. Пока не произойдет серьезных изменений, в частности до появления отечественной оцинковки, ценовые переходы будут носить все более плавный характер.
Перспективы
По оценке специалистов компании «Ависта», емкость рынка в 2005 г. составит 12 млн. м.кв. По мнению экспертов, в этом году на рынке сохранятся все прошлогодние тенденции: дефицит сырья и рост цен на него, перераспределение спроса в пользу качественной продукции и рост интереса к эксклюзивным материалам, увеличение объемов заказов со стороны госпредприятий.
Рост потребления в течение ближайших 2-3 лет сохранится на уровне 20-30%, после чего он стабилизируется, считают эксперты.
По мнению Евгений Егорова, директора департамента маркетинга компании «ТПК», в перспективе вероятно развитие продуктовых ниш, так как при высоком спросе популярны разные виды металлочерепицы: с различным покрытием, разной геометрии или развитие модульного продукта (продажа тайлов меньшего размера, чем традиционный лист), разные типы креплений (например, со скрытым креплением, или ЗЭТ-лок).
Специалисты 000 «ФасТех» связывают рост объемов продаж с бурным развитием регионов (Днепропетровск, Донецк, Одесса, Харьков). «Мы уверены, что в этом году будет особенно заметен рост спроса на металлочерепицу именно в регионах, и рост объемов реализации в регионах значительно опередит рост столичного рынка». - считает Тимофей Копко, заместитель директора «ФасТеха». А «ПСМ-профиль» так же отмечает преобладание регионального спроса над столичным.
Не исключено, что на внутреннем рынке будут появляться новые операторы. Например, бизнесмены из Чехии. По информации ассоциации «Союз экономического сотрудничества "Украина-Чехия" в строительстве завода по производству металлочерепицы и комплектующих к ней в Украине заинтересована Чехия.
Крупные производители в предчувствии насыщения рынка задумываются о продвижении своей продукции на экспорт. По информации «Арсенала», компания до 30% своей продукции экспортирует в шесть стран зарубежья (в настоящее время ведутся переговоры о поставках в Англию).
Наши соседи
Украинский рынок имеет свои специфические черты, отличающие его от рынков других постсоветских стран. Евгений Игумнов, руководитель отдела экспорта компании «ТПК» утверждает: «В России, наличие большого количества профилировщиков и нескольких
крупных производителей окрашенного металла создает условия для доминирования металлочерепицы из местного сырья. Это, в сумме с высоким уровнем конкуренции, привело к значительному снижению цен на металлочерпицу. В других странах СНГ конкуренция в
этом сегменте рынка еще слабая, большая часть продукции импортируется из других стран, а местное производство развито слабо, хотя стремительно растет из года в год».
Именно уровень конкуренции определяет способы продвижения продукции. «В Украине, России и Молдавии, где развито местное производство и степень конкуренции достаточно высока, сбытом продукции занимаются специализированные компании, которые вместе с металлочерепицей предлагают клиенту возможность приобретения различных комплектующих для кровли, дополнительный сервис, - сообщил Евгений Игумнов. - В странах Кавказа и Азии, конкуренция еще не так сильна, что сказывается и на представлении потребителей об уровне возможного сервиса. В этих странах черепица зачастую продается стандартными длинами в строительных магазинах или на рынках, а такие продукты как утеплитель и пленки, которые используются при монтаже кровли, часто просто не применяются».
По мнению руководителя отдела экспорта компании «ТПК», в ближайшие 3-5 лет будет наблюдаться рост уровня конкуренции на рынках металлочерпицы в странах СНГ Этому будут способствовать низкие барьеры для входа на рынок (дешевые польские и российские профилировочные станки, доступ к сырью), что приведет к росту числа местных производителей. Специалисты компании «Руукки Украина» считают, что, наоборот, порог вхождения на рынок металлочерепицы в этом году станет выше, что не приведет к появлению новых сильных игроков на рынке.